ХИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
(Руководство для новаторов)

Предисловие
Речь пойдёт об одних и тех же ошибках рассуждений и представлений, которые объединяют политические, социальные и экономические анализы, проекты и идеологии в целевые химеры. Поэтому для препарирования возьмём наиболее популярную в публичных спорах область дискуссий – политическое болото, в котором почти каждый человек не без оснований великий знаток в том, что и как там нужно делать. Автор данной статьи со своими логическими аргументами тут тоже не исключение. Правда, на безукоризненность своих рассуждений он не претендует. Откуда этой безукоризненности взяться, если в избранном аспекте вопрос в обществе не обсуждается?

***

Популярная политическая идея – целевая установка на переустройство общества очень часто выглядит в представлениях масс примерно следующим образом: "Цель – сменить власть, то есть прогнать бандитов и устроить нормальную жизнь, где народ будет хозяином страны. Начиная от подъезда и заканчивая президентским креслом". Цель благородная, справедливая, но лежит на ложных представлениях о возможности и пути её реализации.

Приведённая цитата является абстрактной целью типа: "В общем везде, но нигде и никак конкретно". То есть просто пожеланием, мечтой, намерением, не имеющим каких-либо точных признаков, свойств, которыми можно оперировать. Сменить власть? Зачем? Ради счастья! Вопрос "зачем?" открывает ещё одну абстрактную цель. Допустим, а что нужно для этого предпринять? Поднять народ? Ещё одна абстракция, ибо неизвестно, что для этого нужно сделать. Можно выйти на улицу и бросить клич. Какой? Кто-нибудь среагирует? Можно писать прокламации с призывами. Какими? Можно заняться ликбезом среди населения. О чём? О каких новых знаниях и пониманиях? Где они?

Можно пойти на крайности и подпалить продовольственные склады. Возникнет голод и население взбунтуется. Много всякого и разного может скрываться и делаться за абстрактной целью и, самое главное, что непонятно ради чего. Ради другой абстракции? За абстрактной целью нет конкретных инструментов и способов для достижения желаемого. Инструментов типа: пойди именно и только туда, сделай именно и только это и получишь в результате вот именно то, что можно ожидать, видеть и осязать. Нет, директива совсем другая – смести или убей злодея! Причём неизвестно, какого именно из всех причастных и что от этого изменится. Налицо понятная и обоснованная мстительность к потенциальным носителям бед, но не стремление разобраться в происхождении этих бед и устранить их действительный первоисточник. Виновные лица очевидны, а скрытые свойства любой государственной системы, позволяющие творить зло, остаются без внимания, и всё повторяется снова и снова. Не конструктивно. К безрезультатным по общественной полезности абстракциям относится и идея, требование и ожидание всеобщей справедливости в том виде, в каком она существовала и существует сейчас в виде благих намерений и запутанных, противоречивых схем реализации.

Иными словами, абстрактная цель эфемерна, расплывчата, многозначна, бестелесна. Её можно толковать, как угодно и за неё выдавать, что угодно. Абстрактная цель не имеет измерения и конечных свойств – это не более чем словоформа. Но зато абстрактная цель может быть красивой, привлекательной, простой и понятной, греющей мечтательные и мятущиеся души, но никогда не будет достигнута в натуре. Ибо абстракция – это обман и самообман в виде бестелесного образа, не имеющего ничего общего с действительностью. На абстракциях погорело множество революций в мире, а ни одна благородная цель в виде уничтожения произвола, изменения имущественного состояния населения, мира без войн так и не достигнута. Иначе не было бы разговоров об очередной смене власти. Да и это тоже абстракция. Меняются лица власти, а принципы, на которых она держится, остаются прежними. То есть меняется не власть как метод работы, а лишь набор временщиков в ней. Причём набор по свойствам один и тот же. Кто не укладывается в этот набор, тот вылетает из власти либо со свистом, либо ногами вперёд. В чём порок? В принципах кадрового формирования или работы лиц власти? Неизвестно до сих пор.

Абстракция – фундамент для любых политических, экономических, социальных идеологий, в которые нужно заставить поверить большие массы людей. Инструмент там – демагогия и словоблудие о высоких материях, которыми можно увлечь массы населения и вынудить их делать то, что вредно для самих этих масс. За абстракциями можно скрыть любые намерения. Абстракции могут быть искренними от заблуждения или подложными намеренно из корысти, но результат всё равно один – провал ожиданий масс. Механизм достижения цели неочевиден. Ведь из-за туманности цели не видно как она будет достигаться, и будет ли достигаться именно она, а не что-то совсем противоположное. Толковать цели можно как угодно и вести людей под разными знамёнами можно куда угодно от одного провала к другому.

Длинноватое объяснение и из него, наверное, вполне понятно убеждение автора в том, что в абстрактности скрыта некая обозначенная им порочность, но в чём именно порок полностью ещё не совсем ясно. Вероятно, нужно всё сказанное как-то уточнить и проще всего взять для иллюстрации какую-нибудь простую ситуацию цели из жизни, и разобрать её по косточкам. Любую произвольную ситуацию. Хотя бы, например, и потребность какого-нибудь мужика в зимней шапке. Странный пример? Не странный, а характерный, каких в жизни великое множество и поэтому через него можно очень просто понять разницу между абстрактной и конкретной целями.

Ведь, и в самом деле, зима – голове холодно и её надо как-то защитить от угрозы менингита. Да и снег на неприкрытом темени тает и стекает за шиворот. Появляется красивая и богатая, но абстрактная цель – получить откуда-то и напялить на голову меховую, допустим, беличью шапку. Но неизвестно как эту шапку получить. Можно купить в магазине. Можно заказать у скорняка, а можно сделать самому. В последнем случае появляется более конкретная, точная цель первого шага – добыть материал – белку. Но для этого нужно иметь ружьё, патроны и уметь стрелять. Вот первая и совершенно конкретная цель – пойти и купить ружьё с патронами. Идёте и покупаете. Цель достигнута – вы обогатились инструментом достижения следующей цели и вы знаете, что нужно делать дальше – научиться стрелять. Идёте к знатоку пальбы и учитесь. Ещё одна конкретная цель достигнута. Вы обогатились знаниями и навыками обращения с оружием. Теперь нужно найти и добыть белку. Поиск белки конкретная цель и инструмент здесь, кроме ружья ещё и собака. Берёте у кого-то охотничью собаку, идёте в лес, находите белку и добываете её, а вместе с первой и ещё несколько, чтобы хватило на шапку даже с ушами.

Вы уже в двух шагах от исполнения мечты и у вас в руках богатство – источник меха в виде тушек безвинно убиенных белок. Вот и ещё одна конкретная цель достигнута. Вы счастливы от предвкушения близости исполнения мечты и, весело напевая, обдираете несчастных покойниц. Ободрали и перед вами новая конкретная цель – сшить шапку. Допустим, что вы этому уже где-то научились, и учение было ещё одной конкретной целью и обогащением ваших возможностей. Наконец, шапку вы соорудили, напялили на голову, и пошли хвастаться перед друзьями и знакомыми, как ловко вы провернули всё дело реализации своей когда-то абстрактной мечты и намерения.

Что же мы видим? Абстрактная цель – это туман неоднозначности и неизвестности, недоступный прогнозированию. А конкретная, продуктивная и полезная цель – это прогнозируемое достижение в результате конкретных физических и интеллектуальных действий в рамках правил общественных отношений. Абстрактная цель бесплодна, а конкретная плодотворна. Однако конкретная цель, в общем-то, не всегда очевидна и является целой цепью последовательных действий. То есть конкретная цель – это способ достижения результата, а не просто высказывание желания и намерения. В случае зимней шапки способ упрощённо выглядит следующим образом. Осознание потребности – понимание того, какой инструмент нужен – приобретение ружья – освоение навыков стрельбы – процесс охоты – обработка добычи – пошив шапки. И вот вы конкретной цели и достигли, но только эта цель вовсе не получение шапки как таковой, а защита головы от мороза, путём организованного приложения труда.

А как всё же можно конкретизировать цель и способ достижения справедливости? Нужны ли там ружья и стрельба для решения задачи? Попробуем представить. Всё начинается с беспредметной и бессмысленной, но, тем не менее, всё же понятной в чём-то абстракции – потребность в справедливости. Начнём её конкретизировать. Что такое справедливость? В общественных представлениях – это достойное благосостояние за счёт своего труда, равенство всех без исключения перед законом, недопустимость нанесения лицами власти вреда гражданам лично и обществу в целом. Раз речь об обществе, то, что позволяет существовать массам людей как связанной и взаимозависимой общности? Правила общественных отношений – законы. Без них люди не могли бы знать, чего следует требовать и ожидать друг от друга и общность была бы невозможной.

Потребность в революции пока не проглядывается. Рассуждаем дальше. Что может нарушать стабильное состояние общества? Раз основа его существования и стабильности законы, то и рушить общество могут именно и только они. Какие законы? Подложные – которыми нарушены естественные и нормальные (непротиворечивые и сбалансированные) отношения. Откуда берутся законы и обязательность их исполнения? Из органов законотворчества и государственного управления в результате их работы. Чем регламентируется работа законодателей и администраторов? Законами о государственной службе. Что позволяет законодателям генерировать, а администраторам проводить в жизнь подложные законы? Возможный источник здесь всего один – ошибочность, смысловая подложность текстовых директив в Законах о государственной службе. Только там, допускающая произвольность в законотворчестве и государственном управлении работа может иметь начало вместо подавления.

Дальше идти некуда. Мы добрались до источника общественных бед. Осталось лишь просмотреть эти законы, выявить противоестественные, античеловеческие пороки формул, а их нормализация как раз и будет конкретной целью. Потребность в революции, смене власти так и проявилась, но зато возникла необходимость совершенно конкретного текстового изменения совершенно конкретных законов. Понятно каких, понятно, где они находятся и после анализа понятно, на что их менять.

То есть абстрактная (получить шапку) и конкретная (создать шапку) цели совершенно различны. Если для абстрактной цели может существовать множество вариантов реализации, включая как покупку, так и воровство, грабёж, то для конкретной, общественно полезной и осуществимой цели есть только один вариант – сделать. Причём конкретный способ получения результата не допускает отклонений от последовательности действий. Иначе вы получите совсем иной результат вместо желаемого. Понятно, что для публичного объявления, задания конкретной цели описание всей цепи способа совершенно не годится. Но "создать" вполне ёмкое понятие, за которым определённо стоит технология трудового созидания, если этот термин правильно применять и понимать. За "получить" может стоять множество способов обретения желаемого без приложения труда. Демагоги от абстракций и идеологий всех мастей умело манипулируют словами, делая из чёрного белое и наоборот. Конкретно представленной целью сложно манипулировать. Ибо массы людей сразу почувствуют фальшь манипуляторов по разнице между затребованными целью действиями и замещением их подложными.

Как может выглядеть конкретная цель в политике? Разумеется, конкретно. То есть содержать указание совершенно определённого действия, которое невозможно как-то иначе, множественно толковать, но которое имеет далеко идущие, просматриваемые в перспективе свойства. Свойствами этой цепи должны быть упорядоченность, достоверность и доказательность способа достижения. Но, учитывая принципиальную разницу между абстракцией и конкретикой, действия в достижении конкретной цели сильно отличны от абстрактных, непривычны с точки зрения существующих стереотипов и ложных представлений. К тому же познания о конкретике в общественной мысли могут быть либо частичными, разрозненными, либо отсутствовать вообще. При внешней убедительности абстракции стремления к конкретике может и не быть. Здесь играет свою чёрную роль древний принцип софистов и демагогов: "Ложь, чтобы выжить должна выглядеть достовернее правды". Люди больше склонны верить в красивую и умелую ложь, чем в прозаическую истину.

Не такое уж и простое получается объяснение. Но это потому, что мы полезли в дебри механизма обмана, самообмана и их противоположности. На уровне эмоций и общих знаний дело может объясняться гораздо проще, поверхностно, но вполне достоверно. Всеобщая справедливость – это морально-этический принцип, а не способ, технология его осуществления, который относится к конкретике реализации – не принципам, а фактам. Механики в них разные – условная и фактическая. Действительный способ установления справедливости явно скрыт от общества и подменён правдоподобными, подложными социальными суррогатами вроде пресловутой демократии, диктатуры пролетариата, монархизма и прочими как раз по факту и вызывающими противоречия, кризисы, войны, революции. Иначе не было бы и темы для этой статьи.

Технология создания зимней шапки отличается от технологии достижения справедливости лишь тем, что для шапки действуют законы природы, а для справедливости законы установленные людьми для себя – правила общественных отношений в виде юридических кодексов, биллей, уложений. Логика в обоих случаях одна и если она у людей нарушена – законы дефектны, то ни о какой справедливости и речи быть не может. А если логика нарушена в технике, то получается брак изделий. Результат чего мы и наблюдаем.

Иными словами, абстрактность политической цели вызывает судорожные метания, стремление грохнуть по тому объекту, который наиболее очевиден и досягаем как источник зла. А поскольку способ предупреждения этих бед в зародыше массам неизвестен, а инструмента понимания происхождения порочных событий нет, то единственным инструментом влияния масс на ситуацию оказывается насилие бунтов, революций, возмущений и смещений лиц, причастных к возникновению общественных коллизий.

С конкретностью политической идеи и цели общественного благоденствия ситуация совершенно другая. Там в основе должна быть строгая логика действий, конструктивность, рационализм, доказательная осуществимость запланированного результата. А раз результат строится на правилах общественных отношений, то технологию справедливости нужно составлять из элементов, звеньев, избавленных от сегодняшних дефектов. Это достигается не революцией, а обнаружением правовых дефектов, корректировкой, нормализацией порочных законов.

То есть достижение конкретизированной цели общественной справедливости не требует никаких революций, расправ но в отличие от революций к справедливости привести может. Конечно, не всем понравится корректировка законов, являющаяся стандартной функцией законодателей и исключающая произвол. Саботаж нормализации законов вполне вероятен. Но он является не пороком цели справедливости, а пороком наличия корыстного интереса у противников её.

В заключение можно подытожить следующее. Конкретная цель – это не неопределённая вероятность осуществления какого-то желания, какую предлагает абстракция, а указание и доказательство возможности добраться до желаемого испытанным путём. Довольно тонкая грань между тем и этим в представлениях людей, чтобы не путать то и это, но грань всё решающая.

Андрей Басов, СПб, февраль 2017 г.